Сочинение на тему — Явление сказки у Ганса Христиана Андерсена. Сказки Андерсена — одно из значительнейших явлений мировой литературы XIX века. Великий датский писатель обогатил литературную сказку новыми художественными качествами, сделавшими ее одинаково интересной для читателей любого возраста. «Я всегда имел в виду, — говорил Андерсен о своих сказках,- что пишу их не только для детей, но и для взрослых… Детей более всего забавляла самая фабула сказок, взрослых интересовала вложенная в них идея».
Необыкновенная, увлекательная фабула соединяется в сказках Андерсена с высокими нравственными идеалами, простодушная наивность переплетается с глубокой жизненной мудростью, реальная действительность — с вдохновенным поэтическим вымыслом, благодушный юмор — с тончайшей иронией и сарказмом. Удивительное смешение забавного и серьезного, смешного и печального, обыденного и чудесного составляет особенность стиля Андерсена. Его сказки, подлинно демократические по всему строю мыслей и чувств, проникнуты верой писателя-гуманиста в грядущее торжество социальной справедливости, в победу доброго, истинно человеческого начала над силами зла.
Ганс Христиан Андерсен (1805-1875) родился в маленьком датском городке Оденсе в семье сапожника. Детство и юность писателя прошли в нужде и лишениях. Мать его перебивалась после смерти мужа поденной работой, мечтая обучить своего «непутевого» сына портновскому ремеслу. Но рассеянный мальчик, всегда погруженный в мир фантастических грез, настолько был увлечен театром, что четырнадцати лет покинул родной дом и отправился в Копенгаген искать счастья на подмостках сцены.
Упорные попытки Андерсена стать актером, потом певцом и даже танцором не привели к успеху. Не желая порывать с театром, полуголодный, бесприютный юноша пишет одну за другой несколько подражательных трагедий, в которых, по его собственному признанию, «орфография хромала чуть не в каждом слове». Наконец, нашелся покровитель, выхлопотавший начинающему драматургу «с искорками таланта» небольшую стипендию. Восемнадцатилетний Андерсен поступает во второй класс гимназии и, сидя на одной скамье с малышами, не без труда осваивает азы наук.
Несмотря на злые насмешки однокашников и издевательства директора, считавшего, что сын сапожника взялся не за свое дело, Андерсену удалось не только окончить гимназию, но и поступить в университет. К тому времени он был уже автором нескольких обративших на себя внимание стихотворений. В студенческие годы Андерсен публикует водевили, путевые очерки, юмористические стихи, постепенно становясь писателем профессионалом. С 30-х годов начинаются его заграничные путешествия.
После первой поездки в Италию Андерсен написал роман «Импровизатор» (1835), принесший ему широкую известность. Затем Андерсен издал еще несколько романов и драм, проникнутых чувством протеста против окружающей убогой действительности и мещанской рутины, враждебной всему живому, талантливому.
Когда с 1835 года стали появляться время от времени сборники его сказок, весь цивилизованный мир единодушно признал Андерсена первым писателем Дании. Только у себя на родине великий сказочник долго еще продолжал терпеть незаслуженные обиды и унижения, о которых он с горечью поведал в художественной автобиографии «Сказка моей жизни» (1846). Консервативные датские критики не хотели простить Андерсену ни плебейского происхождения, ни стремления «писать, как говорят». Не считаясь с придирчивой школярской критикой, писатель шел своим путем, смело обогащая датский литературный язык простонародными словечками и оборотами.
Позже, когда любимого народного писателя уже невозможно было не признавать, отношение к Андерсену в датских литературных и официальных кругах резко изменилось. Под старость к писателю пришла заслуженная слава, он был окружен почетом и вниманием.
Примечательным фактом последнего периода жизни Андерсена являются его выступления перед народной аудиторией в «Рабочем союзе». Придавая этому виду своей деятельности большое значение, писатель с гордостью говорил, что он «первый прорубил лед и принес «Союзу рабочих» дары поэзии, показав пример другим». С 1835 по 1872 год Андерсен опубликовал 156 сказок, разнообразных как по содержанию, так и по художественной форме.
Наряду с произведениями типично сказочными в сборниках Андерсена встречаются и короткие реалистические рассказы, и бытовые зарисовки, и лирические стихотворения в прозе, и исторические легенды и т. д. В ранних сказках Андерсен особенно близок фольклорным источникам. «В первом выпуске,- писал он в автобиографии,- находились сказки, слышанные мною в детстве; я же только записал их». Но в действительности дело не ограничилось простой записью. Писатель преобразовал каждый сюжет, подчиняя его своей собственной художественной манере. С первых же строк в произведении развертывается стремительное действие и перед глазами читателя возникает живой образ героя.
Андерсен сознательно подчеркивал в народных сказочных сюжетах социальный подтекст, еще более усиливал присущий народному творчеству оптимизм. Когда лихой солдат из сказки «Огниво» одолел злого короля и его советников, «весь народ закричал: «Служивый, будь нашим королем и женись на прекрасной принцессе!»
Маленький Клаус благодаря природному уму и находчивости решительно расправляется со своим мучителем — жадным и завистливым богачом Большим Клаусом, и в тоне автора чувствуется удовлетворение («Маленький Клаус и Большой Клаус»). Необыкновенная сила самоотверженной любви Элизы к своим братьям помогает ей выдержать все испытания и одержать победу над злыми чарами. При этом среди врагов доброй девушки мы видим не только сказочную королеву-колдунью, но и обыкновенного католического епископа («Дикие лебеди»).
Иногда сказки превращаются в целые повести, в которых фольклорная основа сочетается со свободным вымыслом. В «Снежной королеве», как и в других сказках, высокая нравственная идея вытекает из самого сюжета. В сердце маленького Кая попадает осколок дьявольского зеркала. «Отражаясь в нем, все великое и доброе казалось ничтожным и скверным, все злое и худое выглядело еще злее, и недостатки каждой вещи тотчас бросались в глаза». Но Герда не может оставить друга в беде. Чтобы освободить его от колдовства, она выдерживает немыслимые испытания, обходит босиком полсвета. И когда мальчик и девочка вернулись из холодной Лапландии в родной дом, они почувствовали себя совсем взрослыми.
Вспомним еще и такую всемирно известную сказку, как «Стойкий оловянный солдатик». Печальная история беззаветной любви одноногого оловянного солдатика к картонной танцовщице полна глубокого гуманистического смысла. Эта сказка звучит как гимн человеческому достоинству и самоотверженности. Игрушки ведут себя, как люди, они наделяются разумом и чувствами. Чаще всего Андерсен использует лишь отдельные фольклорные мотивы или же строит свои сюжеты, отталкиваясь от народных пословиц, примет, поверий, создавая в каждом отдельном случае самостоятельное, оригинальное произведение («Райский сад», «Оле-Лукойе», «Аисты», «Бузиновая матушка» и др.).
Так, например, по поводу «Оле-Лукойе» (то есть «Оле, закрой глазки») Андерсен писал: «Представление, связанное с именем Оле-Лукойе, существа, наводящего сон на детей, послужило единственной основой для этой сказки».
Многие сказки, особенно поздние, созданы фантазией писателя, неоднократно заявлявшего, что самые чудесные сказки вырастают из действительности. Не случайно свои поздние сборники автор озаглавливал уже не просто «Сказки», а «Сказки и истории». Сказочные произведения Андерсена навеяны реальной действительностью. Его сказочных героев, совершающих чудесные подвиги, на каждом шагу окружают обыкновенные люди и обыкновенные вещи, колдуны и волшебники наделяются обычными человеческими чувствами и желаниями, вымышленные страны удивительно напоминают маленькую феодально-монархическую Данию с существовавшими в ней порядками.
В сказках Андерсена не только животные, но даже предметы домашнего обихода обладают способностью мыслить и рассуждать, а люди, гордящиеся своим умом, богатством и положением в обществе, на деле оказываются до того ничтожными и глупыми, что выглядят как заводные игрушки.
В скромности и честном труде простых людей он учит находить проявления подлинного героизма и нравственной доблести, а в мишурном блеске и напыщенном чванстве «сильных мира сего»- замечать пустоту и фальшь. Эту «прекрасную особенность» творчества Андерсена отметил в своей рецензии на французское издание его сказок Н. А. Добролюбов. Великий критик писал, что «реальные представления чрезвычайно поэтически принимают в них фантастический характер», что сказки Андерсена «не нуждаются в нравоучительном хвостике; они наводят детей на размышления, и применения рассказа делаются детьми уже самими, свободно и естественно, без всякой натяжки».