Мораль и нравственность в сказках Андерсена

Большинство сказок для детей написаны не только для чтения, но и для осознания их главных идей. Это полезно не только детям, но и взрослым читателям, ведь иногда с возрастом может происходить переоценка моральных ценностей. Такое введение главной мысли может быть задумано автором посредством разных художественных средств – проведение параллелей между героями и людьми, привлечение в качестве главных героев животных, птиц, сказочных персонажей, благодаря которым возможно преподнесение задуманных идей, описание природных явлений, а также добавление фольклорных мотивов.

Все это позволяет, прочтя текст сказки, додумать его главную мысль без дополнительных вопросов или наставлений. В этом и заключается талант Андерсена – сделать сказочное произведение интересным, захватывающим, поучительным и максимально полезным для малышей.

Попробуем выделить главную мысль самых популярных сказок Ганса Христиана Андерсена.

В сказке «Штопальная игла» главная героиня с таким же именем ищет свое место в жизни, ни на секунду не задумываясь о том, что надо остановиться. В тот момент, когда игла ломается, ржавеет и остается выброшенной в мусорном ведре, она остается собой и воспевает свое благородство, важность, добродетельные черты. Такое поведение говорит о надменности людей, их корысти и эгоизма. Андерсен же таким образом иглы высмеивает развитие таких чувств в человеке, отмечает их уродство, глупость, сходство со слабостью и пороком.




Сказочная история «Ромашка» является еще одним примеров поучительного наставления маленьких читателей. В ней благодаря образу высокомерных цветов автор проводит параллель между подобным человеческим отношением к окружающим. Такие цветы, представляя себя выше и краше других, способны только привлекать к себе людей яркой картинкой и приятным запахом. Такое непрекращающееся самовосхваление не дает им видеть окружающий мир в естественных красках, а его обитатели просто остаются незамеченными. То же самое произошло с крохотной ромашкой, которая выросла под забором, но научилась глубоко чувствовать и искренне сопереживать.

История «Свинья-копилка» повествует о главной героине – одноименной свинье-копилке, для которой самой важной гордостью было то, что она полна денег. По ее мнению наличие большого количества денег может дать возможность приобретения всего, например, всех игрушек. Но, как ни странно, героиня в один прекрасный момент падает со шкафа. Она разбивается на мелкие частички, а монеты рассыпаются по полу. Как итог, все глиняные осколки были собраны и выкинуты, а для детей этот сюжет служит прекрасным примером отрицательного воздействия беспрепятственного контроля денег и их безмерного количества.

Для сказки Дюймовочка отрицательным героем служит крот, который готов ради своей пользы похитить маленькую девочку. При этом он, гордо спрятавшись в подземелье, не видит своей жизни при солнечном свете.

Сказка «Гадкий утенок» основана на том, чтобы показать детям, как нельзя пользоваться доверием и искренностью других. Ведь главный герой – утенок, был готов к общению с собратьями в птичнике, а те лишь дразнили и били его, чего нельзя допускать ни в коем случае. Не большего уважения заслуживают Кот и Курица – герои данной сказки Андерсена. Они не осознают, что вокруг другие люди, звери, птицы и большой окружающий мир со своими правилами, ценностями и равенством различных мнений.

Перечитывая сказку « Гадкий утенок» еще раз хочется отметить, что какие бы невзгоды не происходили с нами, важно сохранять свое лицо, искренность и прямолинейность.

Это лишь малая часть примеров сказок Андерсена, в которых прослеживаются некие подсказки для обучения моральным и общественным принципам поведения. Это полезно для детей, а иногда и для их родителей.